Конспекты уроков с использованием обучающих программ


Тема: Общественные движения первой четверти XIX века, первых тайных организациях.
Цель урока: Формирование представления об общественном движении первой четверти XIX века, первых тайных организациях.
Задачи:
1. Образовательные:
·         выяснить причины возникновения движения декабристов, цели участников тайных организаций, значение восстания на Сенатской площади;
2. Развивающие:
·         Развивать умение использования информационных технологий в процессе обучения.
·         Развивать навыки заполнения таблиц, учить выделять главное, определять и объяснять понятия.
Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, коллективная.
Материально-дидактическое оснащение урока:
Используемое оборудование: мультимедиапроектор, доска-экран или персональные компьютеры
Программное обеспечение:
Демонстрационный материал: Диск «Уроки Отечественной истории Кирилла и Мефодия. XIX-XX вв. » Урок №4 «Движение декабристов»
(Если урок проводится в компьютерном классе, то диск устанавливается по локальной сети и учащиеся самостоятельно работают с материалом диска, заполняют таблицу. Если урок проводится с использованием мультимедиапроектора, то проводится фронтальная беседа, заполнение таблицы).
Раздаточный материал: тесты
Новые понятия и даты: декабристы, Союз спасения (1816—1817), Союз благоденствия (1818—1820), Северное и Южное общество (1821—1825), восстание декабристов на Сенатской площади 14 декабря 1825г., династический кризис.
План урока:
1. Проверка домашнего задания;
2.. Возникновение тайных обществ;
3. Декабрьское восстание.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания: тестирование.
Вариант 1.
1. Отметьте реформы, которые были осуществлены или которые предполагалось осуществить в 1815-1820гг.
1.       создание системы военных поселений;
2.       разработка проекта конституции Российской империи;
3.       издание указа о «вольных хлебопашцах»;
4.       подготовка проекта отмены крепостного права;
5.       введение суда присяжных;
6.       введение конституции в Польше;
7.       введение всеобщей воинской повинности;
8.       создание системы коллегий.
2. Кто был автором «Уставной грамоты Российской империи» (проект конституции)
1.       М.М.Сперанский
2.       Н.Н.Новосильцев
3.       А.А.Аракчеев
4.       Александр I
3. В начале 20-х годов Александр I отказался от проведения реформ потому, что:
1.       Александру I не нравились проекты реформ, и он их не одобрил;
2.       В Европе нарастало революционное движение;
3.       Попытка проведения реформ вызвала противодействие дворян;
4.       Увеличивается число тайных революционно настроенных организаций.
Вариант 2.
1. Отметьте цифрой 1 либеральные меры Александра I, осуществлённые в 1815-1825гг., 2- консервативно-реакционные мероприятия.
1. разработка «Государственной уставной грамоты Российской империи»;
2. введение конституции в Польше;
3. создание Министерства духовных дел и народного просвещения
4.разработка проектов отмены крепостного права;
5. создание системы военных поселений;
6. отмена крепостного права в Прибалтике.
2. Военные поселения введены:
1.       1804г.
2.       1812г.
3.       1815г.
4.       1817г.
3. Создание военных поселений, ужесточение дисциплины в армии, гонения на инакомыслящих в России в первой половине XIX века – всё это было связано с именем:
1.       М.М.Сперанского
2. А.А.Аракчеека
3. А.Х.Бенкендорфа
4. К.П.Победоносцева.
Вариант 3.
1. Отметьте цифрой 1 преобразования, осуществлённые Александром I до войны 1812г., 2- после войны 1812г.
1.       издание указа о «вольных хлебопашцах»;
2.       создание системы военных поселений;
3.       отмена крепостного права в Прибалтике;
4.       создание системы министерств;
5.       учреждение Государственного совета – высшего законосовещательного органа;
6.       введение конституции в Польше;
7.       издание либерального университетского устава;
8.       разрешение приобретать землю недворянам;
9.       создание Министерства духовных дел и народного просвещения.
2. Во главе государства должен стоять король, которым является российский император. Законодательную власть осуществлял сейм, который избирался шляхтой и собирался 1раз в 2 года. Государственный совет действовал постоянно. Все это основные положения:
1.       «Введения к уложению государственных законов» 1809г.
2.       «Уставная грамота Российской империи» 1820г.
3.       Польской Конституции 1815г.
3. Проект отмены крепостного права (по поручению Александра I) разрабатывал:
1.М.М.Сперанский
2. Н.Н.Новосильцев
3. А.А.Аракчеев
4. Ф.Лагарп.

2. Изучение нового материала. Беседа с учащимися по вопросам
-Какие настроения в российском обществе преобладали после Отечественной войны 1812 года?
Одна часть российского общества возлагала надежды на дальнейшие реформы, введение конституции и решение вопроса об отмене крепостного права. Солдаты и офицеры, участвовавшие в заграничном походе русской армии в 1813—1814 гг. познакомились с изменениями, произошедшими в Европе после французской революции конца XVIII в.
Однако большинство дворян-консерваторов восприняло победу над Наполеоном как доказательство превосходства российских порядков над западноевропейскими. Реформы, по их мнению, были не только не нужны, но и опасны.
Таким образом, можно сделать вывод, что в послевоенном российском общество были как реформаторские, так и антиреформаторские настроения, причем последние были очень сильны.
 Был ли продолжен курс реформ начала царствования Александра?
Возникновение тайных обществ.
Бездействие и нерешительность властей в реформировании государства подтолкнула сторонников преобразований к созданию тайных обществ и кружков. Организаторами этих кружков являлись представители дворянства.
 Как вы думаете, почему? (дворяне были единственным наиболее образованным сословием России.)
Таблица заполняется на протяжении всего урока, по мере рассказа учителя и работы учащихся с диском «Уроки Отечественной истории Кирилла и Мефодия. XIX - XX вв. » Урок №4 «Движение декабристов» (Слайды 3 «Союз спасения» ,4 «Союз благоденствия» ,6-8 «Северное общество», «Южное общество», «Материалы для изучения дополнительного изучения» - сравнение «Русской правды» и «Конституции»).

Организация, годы существования
Участники
Характер общества, методы
Цели

















 Почему общества носили тайный характер?
 Назовите общие требования программ всех тайных обществ будущих декабристов.
 Назовите основные различия проектов конституций Северного и Южного обществ.
Декабрьское восстание
Осенью 1825г. в Таганроге внезапно умирает Александр I, у императора не было детей.
- Кто должен был наследовать престол?
У Павла I было три сына: Константин, Николай и Александр.
Константин был женат морганатическим браком, и в связи с этим не имел права наследовать престол. Соответственно наследником престола был Николай. Но отказ Константина от наследования престола держался в тайне от общества, поэтому после известия о смерти Александра I была принесена присяга Константину. Была назначена Переприсяга Николаю, и декабристы решили воспользоваться этим моментом, не допустить переприсяги и принудить Сенат объявить о введении конституционного правления. Предполагалось также занять Петропавловскую крепость и Зимний дворец, арестовать царскую семью.
Запись в тетради:
14 декабря 1825г. — восстание декабристов на Сенатской площади.
Работа учащихся с диском «Уроки Отечественной истории Кирилла и Мефодия. XIX - XX вв. Урок №4 «Движение декабристов» (Слайд10 «Восстание на Сенатской площади 14 декабря 1825г.»).
 Назовите причины поражения восстания декабристов.
Планы восставших были нарушены с самых первых шагов, поскольку диктатор восстания — С. П. Трубецкой — не явился на Сенатскую площадь. Это, безусловно, внесло смятение в ряды восставших, парализовало их действия. Переприсяга была уже проведена и восставшие пришли к закрытым дверям Сената. Руководители восстания не сумели воспользоваться первоначальной растерянностью властей; не проявили они активности и уже в ходе самого восстания, ограничившись ожиданием присоединения к ним других частей, тем самым они дали возможность Николаю I захватить инициативу.
29 декабря 1825г. началось восстание черниговского полка на юге страны.
Запись в тетради:
29 декабря 1825г. восстание Черниговского полка
Восстание возглавил С. И. Муравьев-Апостол. Оно началось в тот момент, когда членам Южного общества стало уже известно о разгроме восстания в Петербурге, и когда уже были арестованы руководители Южного общества. В течение недели С. И. Муравьев-Апостол с 970 солдатами и 8 офицерами ходил по заснеженным полям Украины, надеясь на присоединение к нему других воинских частей. Однако эта надежда не оправдалась. Военному командованию удалось изолировать черниговский полк. Одновременно к району восстания стягивались верные правительству войска. В результате восстание также было подавлено.
После подавления восстания в Петербурге и на Украине была образована Следственная комиссия. Это был первый в истории России широкий политический процесс. Виновными были признаны 289 человек, из них 121 был предан Верховному уголовному суду. Работа учащихся с диском «Уроки Отечественной истории Кирилла и Мефодия. XIX - XX вв. Урок №4 «Движение декабристов» (Слайд 11 «Суд над декабристами»).
Запись в тетради:
П. Пестель, С. Муравьев-Апостол. М. Бестужев-Рюмин К. Рылеев,
П. Каховский — были приговорены к смертной казни четвертованием, замененной повешением.
 Как вы думаете, каково было значение восстания декабристов?
Учитель дополняет ответы учащихся:
Движение декабристов было первым в России крупным оппозиционным политическим выступлением ХIХ в. Оно сумело всколыхнуть передовую российскую общественность, направить ее усилия на борьбу с крепостным правом и самодержавием. Декабристские традиции вдохновляли последующие поколения борцов за свободу, многие из которых видели в декабристах своих духовных наставников, и считали себя продолжателями их дела. Идеи декабристов оказали значительное влияние на творчество таких видных представителей российской культуры, как А. С. Пушкин, А. С. грибоедов. Среди самих декабристов были известные писатели и поэты (К. Ф. Рылеев, Ф. Н. Глинка), ученые и художники (Н. И. Тургенев, Н. А. Бестужев).
Домашнее задание: §8,9 и вопросы 2—6 в конце параграфа.